1 февраля 2018 г.

Как выбрать прибыльное ICO для инвестирования?

Добрый день, друзья!

Тема криптовалют сейчас самая популярная для заработка в интернете, а также для инвестирования в новые проекты. И это не удивительно.
Каждый теперь знает, что проекты на основе блокчейн-технологий приносят своим вкладчикам доход в десятки раз выше, чем инвестиции в других сферах бизнеса.
Примеры есть, и они у всех на слуху. То же проект Эфириума Виталика Бутерина, показал доходность от момента покупок криптовалюты на этапе ICO, до февраля 2018 года, в более чем 5000% процентов прибыли от вложений.

В настоящий момент новых проектов выходит настолько много, что для простого инвестора нет даже времени изучить каждый. Не говоря уже о правильном, обоснованном выборе перспективного ICO для покупок токенов.
Поэтому предлагаю вам краткий свод рекомендаций для определения перспективы того или иного проекта для инвестирования

Аналитические факторы – как найти хороший проект для инвестирования?

Прежде, чем инвестировать в очередное ICO, посмотрите на этот небольшой список и задайте себе следующие вопросы:

📌Используется ли на сайте ICO протокол https? Если команда не удосужилась установить SSL-сертификат, то о какой безопасности проекта в целом может вообще идти речь?

📌Как вообще выглядит сайт? Какое общее впечатление производит? Вызывает ли доверие? Не выглядит ли его дизайн так, будто сделан «на коленке»? Указаны ли контактные данные в полном объеме?

📌Есть ли на сайте whitepaper и насколько подробно он расписан? Сегодня трудно такое представить, но есть сайты без этого элемента, ставшего уже стандартом в индустрии ICO. Есть ли whitepaper на нескольких наиболее популярных языках? Если команда хочет собрать заявленный объем инвестиций, то должна рассчитывать на пользователей из разных стран. Как выглядит whitepaper? Достаточно ли там информации о проекте и обосновании выхода на ICO, за счет чего обеспечивается будущая прибыль для инвесторов? Описан ли подробный бизнес-план проекта и необходимые технические подробности?

📌Сколько денег планирует собрать команда и зачем? Хорошо, если в whitepaper указаны планируемые статьи расходов привлеченных средств. Обратите внимание на то, сколько вообще денег хочет привлечь команда. Сейчас некоторые проекты называют огромные суммы только из жадности, и средства в таком количестве им на самом деле не нужны для реализации их планов. Несколько привлеченных миллионов долларов потратить сразу очень трудно, а хранить их в какой-то одной криптовалюте – небезопасно в виду высокой волатильности, поэтому хорошо, если команда упоминает в whitepaper какой-либо способ диверсификации привлеченных средств для их большей сохранности.

📌Какую проблему решает проект? Будет ли он полезен для миллионов людей из разных стран мира, будет ли он решать их проблемы? Реализуем ли вообще проект? Это не должен быть космический лифт, но и не очередной чат – должна быть золотая середина между пользой и амбициозностью проекта. Иногда неплохо, если проект как-то связан с реальным сектором экономики и оффлайн-бизнесом, но далеко не всегда. Здесь главный критерий – экономическая целесообразность проекта и уверенность в том, что он будет пользоваться спросом. Также стоит обратить внимание на проекты, расширяющие инфраструктуру и делающие лучше/быстрее работу BTC и ETH. Разумно обходить стороной проекты, где блокчейн вовсе необязателен и «притянут за уши» - весьма вероятно, что в таких случаях команда часто просто хочет поднять деньги.

📌Есть ли у проекта конкуренты? Сейчас очень мало действительно революционных идей, и большинство ICO-проектов является лишь умелой интеграцией существующих продуктов с блокчейн-экосистемой. Хорошо, если у проекта есть хотя бы 2-3 конкурента или проекта из смежной области, и это либо успешные проекты, либо те, что также находятся на этапе привлечения средств, или хотя бы прообразы в виде классического бизнеса. Почему это важно? Потому что если конкурентов нет вообще – то, скорее всего, нет и рынка, и такой продукт никому не нужен и экономически невыгоден. Либо это гениальная новая идея, но такой шанс гораздо менее вероятен.

📌Каким образом токены будут использоваться? Для чего они нужны и нужны ли они вообще в действительности? Хорошо, если токен реально необходим для работы проекта, и в него заложена некая схема роста его ценности. Если же токен используется только для привлечения инвестиций, то у команды должен быть четкий план того, каким именно образом он будет приносить прибыль инвесторам. Распространенный вариант – начислений «дивидендов» на токены раз в определенный период. Таким образом компания будет делиться частью прибыли с держателями токенов и будет привлекательна для инвестиций. Иногда для многих ранних инвесторов это неплохой способ получить в будущем некоторый пассивный доход, если проект будет успешен.

📌Будет ли команда проекта постепенно выкупать токены с бирж? Хорошей практикой считается, если после завершения ICO компания планирует постепенно выкупать свои выпущенные токены обратно с бирж, используя для этого часть прибыли каждый определенный период времени. За счет этого курс токена может расти.

📌Не завышена ли начальная цена токенов? И чем она вообще обоснована? Чем меньше начальная цена токенов, тем выше «психологический» потенциал роста. Согласитесь, что гораздо проще токену вырасти с 10 центов до 1 доллара (x10) , чем, например, с 10 долларов до 100 (те же х10);

📌Ограничена ли максимальная сумма сборов (Hard Cap)? Если нет – то это тревожный сигнал. Если проект соберет слишком много денег (столько, сколько совсем не нужно для достижения заявленных бизнес-целей), то ему просто некуда будет расти. Отчасти это относится и к предыдущему пункту. Капитализация проекта может легко вырасти с 10 миллионов долларов до 100, но вот со 100 до миллиарда – уже гораздо сложнее. Такие проекты иногда становятся неповоротливыми в финансовом плане, и у команды теряется мотивация – зачем работать дальше в поте лица и развивать проект, если уже собрали больше денег, чем можно потратить? Также стоит обратить внимание на общее количество токенов – оно не должно быть чрезмерно большим.

📌Не завышены ли бонусы для ранних инвесторов на pre-ICO? В некоторых ICO-проектах команды предлагают огромные бонусы, чтобы привлечь ранних инвесторов. Если вы успели попасть в их число – вам повезло. Если не успели и бонус ICO существенно отличается от бонуса pre-ICO – то лучше не инвестировать в этот проект, а купить токены на бирже. Почему? Часто бывает так, что ранние инвесторы продают токены сразу после выхода на биржи и получают мгновенную прибыль за счет больших скидок, с которыми они купили токены, и курс падает в 2-3 раза от цены ICO.

📌Вызывает ли доверие команда проекта? В идеале эти люди должны быть экспертами в своей области, у которых за плечами уже есть опыт успешной реализации IT-проектов. Так же важен баланс в команде между количеством технических специалистов и менеджеров/маркетологов. Если в команде одни «продавцы», то они могут отдать разработку на аутсорс и это далеко не всегда хорошо. Если же в команде одни разработчики – то могут возникнуть проблемы с продажами и популяризацией ICO-проекта и с привлечением инвестиций.

📌Есть ли у проекта советники? Если нет – то это тревожный знак. Если есть – уже хорошо, но стоит присмотреться – что это за люди? Здорово, если это признанные лидеры блокчейн-отрасли, но далеко не все проекты могут похвастаться поддержкой таких людей. Для небольших проектов будет достаточно поддержки со стороны хороших признанных специалистов с большим профильным бэкграундом.

📌Есть ли у команды рабочий прототип проекта? Недолгая история ICO содержит множество примеров, когда талантливые команды привлекали инвестиции только под лендинг и мокапы будущего проекта, но скама среди таких проектов обычно еще больше. Если у команды есть хотя бы минимальный работоспособный продукт (MVP) – то это уже хороший знак для того, чтобы задуматься об инвестициях в проект. Если же у команды уже есть рабочий успешный IT-проект, и они всего лишь хотят интегрировать его с блокчейном и привлечь дополнительные средства для расширения бизнеса и выхода на новые рынки – то это также хороший знак.

📌Прошел ли проект финансовый и технический аудит? Некоторые команды для повышения доверия к своим проектам со стороны потенциальных инвесторов привлекают независимые аудиторские агентства, а также специалистов по информационной безопасности (либо объявляет дополнительную баунти-кампанию для поиска багов и уязвимостей). После этого команда может опубликовать краткие результаты таких исследований на сайте своего ICO-проекта и в whitepaper.

📌Насколько проект открыт для сообщества? Посмотрите, есть ли исходный код смарт-контракта на github? Есть ли какая-то статистика по объему привлеченных инвестиций в реальном времени и какая информация по этому поводу есть на ehterscan? Чем больше количество инвесторов – тем с большей вероятностью токены будут распределены равномерно и тем менее волательным будет курс токена после выхода на криптовалютные биржи.

📌Интересуются ли проектом венчурные фонды? Этот пункт часто дополняет предыдущий. Если есть официальная инвормация об инвестициях со стороны сколь-нибудь известных венчурных инвесторов или бизнес-ангелов, то это означает, что данный ICO-проект уже наверняка прошел тщательный аудит со стороны людей, которые готовы инвестировать в проект действительно большие деньги и верят в его успешное будущее.

📌Есть ли у проекта подробная дорожная карта? Посмотрите в whitepaper, на какие этапы разбита реализация проекта, выглядят ли указанные сроки реалистичными? Что именно и в какой срок собирается реализовать команда и как скоро будет готов MVP? Помните о том, что чем быстрее команда реализует свой бизнес-план, тем быстрее проект начнет получать прибыль и тем быстрее токены начнут расти в цене.

📌Майлстоуны и поэтапное вознаграждение команды. Некоторые команды теряют мотивацию усердно работать после успешного сбора средств, поэтому хорошим тоном считается, если дополнительное вознаграждение команды токенами разбито на несколько конкретных этапов, связанных с предыдущим пунктом – дорожной картой. Очень здорово, если держатели токенов могут каким-то образом голосовать за то, реализован ли очередной этап или нет. Альтернативный вариант – хранение привлеченных средств у независимой организации (escrow), которая частично выдает команде средства после реализации каждого майлстоуна. В таком случае команда получает свои токены только после успешного завершения очередного этапа разработки проекта. Чем больше промежуточных этапов – тем лучше, потому что так команда не сможет продавать сразу большое количество своих токенов на бирже, негативно воздействую на цену токенов.

📌Каков новостной фон у проекта? Как часто команда выкладывает в социальных сетях и на профильных ресурсах новости и статьи о своем проекте? Как на эти новости реагируют признанные криптоинвесторы и блокчейн-специалисты? Есть ли на известных новостных криптопорталах развернутые обзоры на данный ICO-проект? Что о нем пишут независимые рейтинговые агентства и календари ICO? Есть ли вокруг проекта реальный, а не накрученный хайп?

Стоит добавить, что если проект обещает революционное ускорение платежей и независимую экосистему и является токеном, то в мусорку все его обещания. Т.к. сидит он не на своем блокчейне, а на блокчейне Эфира. И не может гарантировать, что завтра не появятся очередные криптокоты или Виталик где-нибудь не ошибется при очередном форке.

Меня вообще сильно привлекают проекты со своим блокчейном. Чтобы его запилить, даже копию уже чего-то сделанного, надо все равно иметь определенные знания.

Обратной стороной блокчейн-проекта является определенная сложность в добавлении его на биржи. Потому, не стоит ждать, что такой проект начнет быстро торговаться. А наличие крупных бирж - это всегда фактор роста токена.

На этом всё.
Удачи

Комментариев нет :

Отправить комментарий